ИИ может понимать эмоции лучше человека: результаты новых тестов

Способен ли ИИ проявлять эмоциональный интеллект — то есть понимать и предлагать адекватные поведенческие реакции в эмоционально заряженных ситуациях? Группа ученых из университетов Женевы и Берна попыталась дать ответ на этот непростой вопрос. Для этого специалисты подвергли сразу шесть современных языковых моделей, в том числе, ChatGPT, ряду тестов, которые традиционно используются, чтобы оценить эмоциональный интеллект человека. Результаты оказались не то что неожиданными, но буквально шокирующими: ИИ показал более высокие показатели, чем среднестатистические люд. Более того, он сумел создать новые, качественные тесты в считанные минуты — на такую работу у специалистов уходят долгие годы.

В исследовании были использованы пять тестов, которые часто применяются в научной и деловой практике. Все эти тесты построены на разнообразных жизненных сценариях, которые объединяет высокое эмоциональное напряжение и необходимость выбрать из предложенных реакций самую разумную и зрелую. Например, одной из задач в тесте была ситуация, в которой у одного сотрудника украли идею, и теперь хвалят за нее другого человека — того, кто ее украл. Испытуемым предлагается выбрать одну из реакций: вступить в спор, поговорить с начальником, затаить обиду или отомстить. С научной точки зрения наилучшим вариантом в данной ситуации считается разговор с руководителем — и именно такой ответ в 82% случаев выбирал ИИ, тогда как люди, решавшие такую же задачу давали правильный ответ лишь в 56% случаев.

ИИ может понимать эмоции лучше человека: результаты новых тестов

Помимо этого, исследователи решили проверить, может ли искусственный интеллект, наряду с решением готовых задач, генерировать собственные тесты. ChatGPT-4 получил задание создать новые эмоциональные тесты, и уже вскоре более 400 человек прошли составленные нейросетью сценарии. Анализ показал, что по уровню реалистичности, ясности формулировок и надежности результатов такие сценарии ничем не уступают тем, которые составили профессиональные психологи. Это свидетельствует о том, что крупные языковые модели не только «понимают» эмоции, но и могут логически рассуждать о них, опираясь на широкий контекст, нормы поведения и общечеловеческие ценности.

Авторы подчеркивают, что хотя искусственный интеллект пока что не обладает настоящими «чувствами», его способность к рациональной интерпретации эмоций позволяет применять его в таких областях, как образование, коучинг, психологическое консультирование и урегулирование конфликтов. Разумеется, использовать строго под контролем специалистов и с соблюдением этических норм. Тем не менее, сам факт того, что машины уже способны уверенно справляться с задачами, до недавнего времени считавшимися исключительно «человеческими», раздвигает наши представления о границах возможностей искусственного интеллекта.

  • Искусственный интеллект
  • Нейросети

Источник: hi-tech.mail.ru

Like this post? Please share to your friends:
Alisa GPT
Добавить комментарий