В марте этого года знаменитый аукционный дом Christie’s провел торги под названием Augmented Intelligence. На аукционе были представлены 34 работы, созданные с помощью ИИ, включая стилизации под узнаваемых художников, скульпторов и иллюстраторов. Более 6000 художников подписали петицию против аукциона, утверждая, что ИИ-модели обучались на их работах без разрешения, что лишает их доходов. Тем не менее, аукцион состоялся и принес организаторам $738 000 прибыли. Консервативная среда искусствоведов и оценщиков признала создателей представленных работ авторами, притом, что сами они не держали в руках ни кисти, ни стеку. О деликатной природе авторского права в мире победившего ИИ рассуждает декан факультета права Высшей школы экономики Вадим Виноградов
Курица, яйцо и промпт
Вопрос о том, кому же принадлежит итоговая работа, созданная с помощью нейросети, очень сложен. У нас есть три логичных ответа: создатель нейросети, сама нейросеть и пользователь, который ввел промпт — то есть описал, что именно предстоит сделать искусственному интеллекту, и получил именно такой результат. Есть и еще один вариант, со звездочкой: нейросеть пишет или рисует картинки не произвольно, а исходя из так называемой «обучающей выборки», то есть набора данных, который ей предоставили на этапе обучения. И эти данные — тексты, картины, фотографии — созданы реальными, живыми людьми, и в большинстве случаев защищены авторским правом хотя бы одного государства.
Источник: www.forbes.ru